Friday, June 1, 2007

ЮК - Ростехнадзор, ЦЛАТИ, законодательство (экологические платежи)

ЮК - юридическая консультация - раздел посвященный экологическому законодательству.

Многие знают что такое ЦЛАТИ. ЦЛАТИ - Центральная лаборатория анализа и технических исследований. Важным является то, что ЦЛАТИ – это еще и организация оказывающая определенную помощь Ростехнадзору. И многих беспокоит вопрос о законности такой помощи, а также о законности форм, в которых эта помощь проявляется.

Давайте поговорим о несоответствии действующему законодательству полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, возложенных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на Федеральное государственное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений» (ФГУ «ЦЛАТИ»)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2006 N 23, от 29.05.2006 N 335) (смотрите пояснение в конце текста) Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления).

2. Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с изменениями от 21 января 2006 года) до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Ростехнадзора находятся государственные учреждения и иные организации, ранее находившиеся в ведении Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федерального горного и промышленного надзора России и государственного энергетического надзора упраздненного Министерства энергетики Российской Федерации, а также Министерства природных ресурсов Российской Федерации, необходимые для осуществления закрепленных за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору функций.

Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 1725-р был утверждён перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Ростехнадзора.

3. В соответствии с частью 4 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (с последними изменениями от 2 февраля 2006 года) (далее – Бюджетный кодекс Российской Федерации) администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

4. В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Ростехнадзор.

5. Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

6. Согласно пунктам 2, 2.1 – 2.3 приказа Ростехнадзора от 29 марта 2006 года № 251 «О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду» на Федеральные государственные учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений» (ФГУ «ЦЛАТИ») возложены следующие полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующих территориях:
- проверка правильности начисления платежей (пеней, штрафов по ним) для объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю и иных крупнейших плательщиков;
- прием отчетности, проведение разъяснительной работы, подготовка актов сверок и направление их на рассмотрение в территориальные управления Ростехнадзора;
- ведение реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
1. В соответствие с пунктом 2 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14.07.1999 № 217 (далее - Разъяснения) «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

2. Приказ Ростехнадзора «О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 29.03.2006 № 251 является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, который затрагивает гражданские права и обязанности плательщиков сборов, поэтому в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных Разъяснений они подлежит регистрации в Минюсте России не позднее 10 дней со дня их подписания (пункт 16 Разъяснений).

В противном случае он не имеет юридической силы и не может служить основанием для регулирования правоотношений в области природопользования и охраны окружающей среды в части применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в ней предписаний и не подлежит предъявлению при разрешении споров в судебном порядке.

3. Данный нормативный правовой акт содержит положение о возложении ряда полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду (проверка правильности исчисления платежей, прием отчетности, подготовка актов сверок) на Федеральное государственное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений» (ФГУ «ЦЛАТИ»).

Эти полномочия закреплены статьей 5 ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» за Ростехнадзором, и этим законом не предусмотрена норма, предписывающая передачу ряда полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду какой-либо организации.

В этой связи пункт 5 постановления Правительства РФ от 22.02.2006 № 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», которым федеральным органам государственной власти – администраторам доходов федерального бюджета в 2-месячный срок предписывается обеспечить закрепление соответствующих полномочий администратора доходов федерального бюджета за их территориальными органами и учреждениями, представляется некорректным в части, касающейся закрепления полномочий администратора платы за учреждениями. Если в соответствии с частью 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы, то передача своих полномочий какому-либо учреждению ни Конституцией РФ, ни федеральным законом не предусмотрена, поэтому эта норма, установленная постановлением Правительством РФ от 22.02.2006 № 101, установлена Правительством РФ с превышением своих полномочий и подлежит отмене.

Кроме того, следует отметить, что некоммерческие организации, к которым относятся учреждения, в соответствии с действующим законодательством обладают функциями хозяйствующих субъектов и могут заниматься предпринимательской деятельностью и имеют право получать доходы от этой деятельности, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и деятельность соответствует этим целям (п.3 ст. 50 ГК РФ).

Совмещение функций федеральных органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ, к которым рассматриваемый приказ № 251 не относится.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 на Ростехнадзор возложены полномочия по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поэтому передача полномочий по ведению реестра этих объектов какой-либо организации также не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с частью 3 ст. 125 ГК РФ только случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации от имени федеральных органов исполнительной власти могут выступать организации (к которым относятся государственные учреждения).

4. Следует отметить, что в «Перечне федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Ростехнадзора», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29.12.2004 № 1725-р, названия учреждений не соответствует указанному в приказе, что представляется не корректным. В утвержденном перечне федеральных государственных учреждений указаны Федеральный научно-методический центр анализа и мониторинга окружающей среды МПР России и Центры лабораторного анализа и мониторинга окружающей среды МПР России по соответствующим федеральным округам, а в приказе № 251 – Федеральные государственные учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений». Указанные в приказе № 251 федеральные государственные учреждения не отнесены к ведению Ростехнадзора соответствующим распоряжением Правительства РФ и ссылаться на них в приказе некорректно.

Из изложенного следует, что возложение Ростехнадзором на Федеральное государственное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений» ряда полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене.
ПОЯСНЕНИЯ
1 В Постановлении Правительства РФ от 21.01.2006 N 23 указано следующее:
"Подпункт 5.3.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348), изложить в следующей редакции:
"5.3.3.7. на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ".

2 В пункте 4 Постановления Правительства от 29.05.2006 N 335указано:
"В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348) слова "до 5 заместителей руководителя" заменить словами "до 6 заместителей руководителя, в том числе одного статс-секретаря - заместителя руководителя".
Другие пункты данного постановления отношения к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору не имеют.

Спонсор поста:

дипломные работы на заказ,

Спонсор поста:

дипломные работы на заказ,дипломные работы на заказ,дипломные работы на заказ,

No comments:

Post a Comment